Горькое переселение сладкого производства
9 февраля 2008 года

Чтобы выплатить выходные пособия кондитерам, оказавшимся на улице, дирекция ЗАО "Кондитерская фабрика "Заря" распродает оборудование, а остальное имущество уже в чужой собственности. Фабричные корпуса и два гектара земли, на которой они расположены, выкупила крупная московская компания. Уволенные рабочие звонят в редакцию "ВК" и рассказывают, как они со слезами уходили с родного предприятия. Многие уже в годах. И куда пойдут, кому нужны профессиональные кондитеры? Патриарх кондитерского производства в Казани Зураб Хубулава, возглавивший "Зарю" в 1965 году, а в последнее время работавший на посту председателя совета директоров ЗАО, тоже потрясен таким поворотом событий. "Для меня это трагедия, - говорит он, - все планировалось иначе, чем произошло на самом деле".

А планировался, по его словам, переезд в новое фабричное здание на Оренбургском тракте - в районе РКБ. Его должны были построить к этому году. Акционеры ЗАО "Кондитерская фабрика "Заря" приобрели четыре гектара земли, заказали архитекторам проект, хотели взять в банке кредит на строительство.

Но на согласование проектно-сметной документации ушел целый год, а за это время взлетели цены на строительные материалы. Вырученных от продажи недвижимости и земельного участка "Зари" средств хватило лишь на закладку фундамента нового здания да установку бетонных колонн для стен.

- Когда мы в прошлом году обратились в региональные банки за кредитом под девять процентов годовых, нам отказали. Банкам, в свою очередь, отказал Центробанк РФ, который дает им разрешение на предоставление кредитов под невысокий процент - для развития промышленных предприятий, - рассказывает Зураб Хубулава. - И просили мы не такую уж большую сумму для строительства - всего двести миллионов рублей. Почему Центробанк отказал, мне неизвестно. А займы под 14 - 16 процентов для нас неподъемны, возьмешь деньги в банке, а уже через месяц по частям надо долг возвращать.

Крупнейший производитель сладостей в республике за восемьдесят три года (столько лет исполнилось "Заре") пережил разное. Были времена, когда кондитерская продукция шла нарасхват, а за тортами "Татарстан" и коробками конфет "Птичье молоко" в Щербаковском переулке, где находятся старые корпуса фабрики, с утра выстраивались длинные очереди. После развала Советского Союза, когда в Россию стали ввозить из стран ближнего зарубежья без таможенных пошлин и НДС дешевые конфеты и пряники, "Заря" упустила рынок сбыта. Не улучшило ее финансового положения объединение с компанией "СладКо", в которую вошли также ульяновская и екатеринбургская фабрики. "Заря" в составе "СладКо" завершила 2002 год с многомиллионными убытками. После бракоразводного процесса с компанией фабрику выкупили инвесторы, а Зураб Хубулава снова стал ее гендиректором.

Однако после этого казанские кондитеры пережили еще один неприятный момент в связи с тем, что холдинг "Объединенные кондитеры" заявил о своих исключительных правах на некоторые популярные бренды, в частности, конфеты "Птичье молоко", "Мишка косолапый", "Маска", "Сказка", "Ивушка". "Заре" пришлось срочно заниматься рестайлингом и регистрацией новых товарных знаков, чтобы производить, например, конфеты "Птичка пеночка-зарничка" вместо "Птичьего молока". На это ушли немалые деньги. Но все же самым драматичным в истории фабрики оказался вынос ее из исторического центра города на окраину, предусмотренный, кстати, генеральным планом Казани.

По генплану, утвержденному гордумой в конце прошлого года, район, где находятся старые корпуса "Зари", станет дорогим кварталом, застроенным гостиницами для туристов, развлекательными центрами, высокоурбанизированным жильем с нежилыми нижними этажами. Но, как утверждает председатель совета директоров "Зари", он и сам в свое время был инициатором переноса из центра города, поскольку кондитерское производство не могло уже развиваться в старых стенах с гнилыми коммуникациями. Дирекция фабрики, видимо, не учла финансового риска в связи с переселением. А правительство республики не оказало никакой материальной поддержки кондитерскому предприятию, даже не предприняло попытки договориться с Центробанком РФ о разрешении на предоставление кредита под невысокий процент.

...В рескоме профсоюза работников агропромышленного комплекса очень сочувствуют уволенным кондитерам, но помочь им ничем не могут. "Фабрика вышла из профсоюза", - сообщила руководитель рескома Фарида Гарифуллина. Ну а Зураб Хубулава все же надеется на лучшее. "Пока я жив, не дам фабрике умереть, - говорит он. - Найдем инвесторов, достроим здание и вернем специалистов".

Валентина ПАХОМОВА, "Вечерняя Казань"